«Это моя страна, мне здесь жить, я люблю ее. Люблю людей нашей страны. Традиции, характер. Бесценна открытость русского народа». Это слова обычного парня из Югры – вартовчанина Павла с позывным «Саид», мобилизованного в зону СВО осенью 2022 года, – о том, почему он спокойно и практически как данность воспринял повестку из военкомата. «Саид» – новый герой спецпроекта «Разговор на передовой» с Эдуардом Басуриным
«Саид» проходил срочную службу в батальоне разведки – и где-то в глубине души после указа президента о частичной мобилизации понимал, что, вероятно, и ему придет повестка. Повестки не было – раздался звонок из отдела кадров, и был это уже конец октября, последняя волна призыва. К этому времени Павел уже был готов ехать на СВО, даже обмундирование нужное, проконсультировавшись со знакомыми военными, нашел на военторговских сайтах.
– Близкие переживали очень, не хотели отпускать: и мама, и отец, и супруга. Но приняли. Тем более другой дороги я для себя не видел, твердо стоял на своем, что главная задача – помочь своей стране, – рассказывает Павел.
– А почему так? Вот кто-то через Верхний Ларс уехал, кто-то в тайге прячется, а ты собрался и пошел? – провоцирует, конечно, в шутку бойца Эдуард Басурин.
– Потому что воспитание такое. С детства родители воспитывали настоящим патриотом, прививали любовь к Родине. Люблю свою страну, наш русский народ – уникальный, со своей многовековой историей и традициями. Здесь жить мне и моим детям. Я был в других странах, но таких добрых, открытых людей нигде не встречал, – говорит Павел.
Военная работа у нашего бойца во многом связана с беспилотниками. В тот день, когда Павел стал гостем Эдуарда Басурина в проекте «Разговор на передовой», по большому счету место записи программы было географическим тылом, однако на заднем плане и прилетов звуки раздавались, и сирены воздушной тревоги.
– Война стала другой. ВСУ делают огромную ставку на беспилотники, на дроны-камикадзе, их очень много, и это серьезная опасность. Но и нам из Югры вот, например, сегодня тоже привезли подарки – «птички» различного назначения, и такие посылки бывают очень часто. Югра, Гумкорпус постоянно на связи с командирами – привозят по запросам очень многое, – говорит Павел.
Он рассказал Эдуарду Басурину об одной дерзкой, но удачной вылазке к передовым позициям противника. С двумя боевыми товарищами Павел решил пройти дальше захваченных передовых позиций ВСУ. Шли и наткнулись на блиндаж противника, который, судя по всему, был «глазами» передовых подразделений. Блиндаж был пуст: солдаты украинской армии куда-то отлучились, – но в нем наши бойцы нашли много интересного.
– Несмотря на то что слышали недалеко разговоры на украинском языке, решили забрать из окопа все, что обнаружили, – рюкзак, средства связи и новейшее натовское антидроновое ружье Skywiper, созданное для обезвреживания беспилотных летательных аппаратов путем подавления сигналов управления, видео и навигации, – говорит Павел.
Это ружье – одна из эффективнейших ручных систем радиоэлектронной борьбы, а его стоимость – около 15 тысяч долларов. Павел долго потом с товарищами прикидывал, как расстроился из-за пропажи солдат ВСУ. Да и знать он о себе дал в этот же вечер мощнейшим обстрелом наших позиций.
Дела военные – делами военными, а думы о семье и о доме, конечно, на фронте не редкость. «Саид» несколько месяцев служил рядом со старшим братом: тот пришел на фронт добровольцем, попросился в подразделение к Павлу. Недавно получил тяжелое ранение, пока что дома, но после реабилитации хочет вернуться на передовую.
А еще «Саид» очень порадовал Эдуарда Басурина рассказом о том, что пишет супруге Валентине – кстати, уроженке шахтерского поселка Енакиево под Донецком, – и доченьке Ане письма: настоящие, бумажные, и «Почтой Донбасса» отправляет. А жена тоже отправляет «Саиду» письма, написанные от руки.
– Супруга прислала мне под Новый год письмо, вложила в конверт рисунок от дочери и свой платок с ароматом ее духов. Он у меня теперь хранится в полиэтиленовом пакете, чтобы сохранить этот аромат. Иной раз достанешь его, вспомнишь жену – и тепло сразу на душе и сердце становится.
Он передал близким удивительно теплые слова – о том, что любит жену, что скоро вернется, что войне будет конец, что обнимет крепко-крепко свою «булочку» – Анечку. И глаза у него потеплели – и горячая лезгинская кровь чуть замедлила ток в сильном теле мужчины-воина, защитника Отечества, героя Родины, достойного памяти предков.
Виктория Шкляр