В рамках проекта «Луи-ма мойт – Северные сказки» мы подготовили цикл статей о коренных малочисленных народах Севера. В первой статье мы поговорим об истории коренных народов и освоении Сибири
Россия является крупнейшей страной мира. Ее площадь составляет 17 125, 2 тыс. км². По данным Росстата на начало 2024 года численность населения составила 146,1 млн человек (данные приводятся без учета площади территорий, вошедших 30 сентября 2022 года в состав Российской Федерации).
Россия — многонациональная страна. Началом становления многонационального государства можно считать XVI век, когда в состав царства частично вошли Урал, Поволжье и Западная Сибирь. Уже тогда территорию населяли финно-угорские, тюркские народы и народы Севера. Именно о народах Севера мы и поговорим в нашем цикле статей.
Коренными малочисленными народами считаются народы численностью менее 50 тысяч человек, которые проживают на территориях традиционного расселения своих предков. Это самостоятельные этнические общности, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы.
Существует «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 года. Согласно этому перечню, на территории России насчитывается более 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Однако нас интересуют народы, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе. Согласно перечню, в данном округе проживают три представителя коренных малочисленных народов РФ: ханты, манси и ненцы. Старые названия этих народов: остяки, вогулы и самоеды.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 года, количество народов манси, ханты и ненцы на территории России составляет:
• манси — 12 308 человек;
• ханты — 31 600 человек;
• ненцы — 49 787 человек.
Из них на территории Ханты-Мансийского автономного округа проживают:
• манси — 11 107 человек;
• ханты — 19 621 человек;
• ненцы — 1 383 человека.
Первое упоминание в русских источниках о хантах, манси и ненцах относится к XI веку, когда состоялся первый поход новгородцев на Югру. Несмотря на ряд неудач, в XIII веке была создана торговая корпорация «Югорщина». Торговля продолжалась, но походы на Югру не прекращались. Последний поход новгородцев относится к 1446 году. Несмотря на все попытки, Великий Новгород так и не покорил Югру.
После падения Новгорода на Северные земли обратило свой взор Московское государство. Первый их поход состоялся в 1465 году. При Иване III вогульские и югорские князьки сами обязались платить дань. Окончательное присоединение Югры к Московскому государству произошло после похода Ермака в 1581–1585 годах.
В 1585 году был построен первый русский город в Сибири, названный Обской (по-хантыйски «Руссвош»), он находился недалеко от нынешнего Ханты-Мансийска. В 1586 году была основана Тюмень, а в 1587 году — Тобольск. В 1592 году начинается окончательное освоение обских земель. В 1593 году строится город Березов и крепостные укрепления в Казыме, Юильске, Коде и Сартынье. В 1594 году основан Сургут, а в 1595 — Обдорск (нынешний Салехард).
Ханты и манси относятся к потомкам древних угров, которые пришли на Урал с юга (из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири). На сегодняшний день считается, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с местными племенами Урала. Название народа «манси» происходит от праугорского слова «mańćɜ», что означает «мужчина». Само же слово «манси» переводится как «человек».
Антропологически и культурно манси схожи со своими соседями — селькупами и саамами, живущими на севере европейской части России. Генетически они также схожи с юкагирами, проживающими на Чукотке.
У манси была сложная социальная организация. Во-первых, они имели две социальные группы — фратрии. В первой фратрии — Пор — преобладают традиции охотников и рыболовов Урала. Тотемом этой социальной группы считается медведь. Во второй фратрии — Мось — преобладают традиции степняков. В этой социальной группе предком и прародителем считается Калтащ. Невеста манси всегда должна быть из другой социальной группы. Кроме того, у манси были свои воеводы и князья, которые владели дружинами. С 1931 года возникла мансийская письменность на основе латинского алфавита, а в 1937 году — на основе кириллицы.
Что касается хантов, то этот народ образовался в результате смешения пришлых угров и аборигенных племен. Слово «ханты» также означает «человек». А самоеды (ненцы, селькупы, нганасаны) называли хантов «ярган», что переводится как «чужие».
Ханты имеют генетическое родство с приуральскими народами, а также с народами Горного Алтая и Средней Азии. До прихода советской власти ханты проживали отдельными племенами, и только при советской власти сформировались как единый народ. Этнографы выделяют три крупные группы хантов: северные, восточные и южные.
В силу этнической раздробленности у хантов существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Для многих диалектов она была разработана только в 1950-х годах.
Ханты и манси имеют много схожих черт. Основными источниками существования были охота и рыболовство. Традиционно охотились с помощью лука и стрел, копий, а позже — с ружьями. Рыбу ловили сетями, неводами, ловушками и плотинами. Еще одним важным занятием для северных народов было оленеводство. Есть предположение, что это занятие ханты и манси переняли от своих соседей — ненцев в XV веке.
Другой северный народ, проживающий на территории Западной Сибири — ненцы. Другое название — самоеды. Слово «ненцы» переводится как «настоящий человек». Из коренных малочисленных народов российского Севера они считаются самыми многочисленными.
Ненцы делятся на две этнографические группы: лесные и тундровые. Они отличаются диалектами, культурными особенностями, семейной и клановой структурой. В результате смешения ненцев и коми-ижемцев образовалась третья группа.
К традиционным занятиям ненцев относятся оленеводство, рыболовство и охота. Вся жизнь ненцев связана с оленями; они даже называют себя «детьми оленей». Животных они разводят, используют для передвижения и употребляют в пищу.
Коренные малочисленные народы Севера составляют важную часть истории развития нашей страны. Сейчас сложно представить, что эти народы когда-то жили вне нашего государства по своим законам и традициям. Несмотря на ассимиляцию многих из них, северные народы продолжают сохранять и популяризировать свое историческое наследие.
Источники:
- Федеральная служба государственной статистики: «Итоги ВПН-2020. Том 5 Национальный состав и владение языками». URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami
- Большая Российская энциклопедия: «Россия». URL: https://bigenc.ru/c/rossiia-2d5512
- Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/2daf50f586c69eac11512c1faa4309699b52ec9b/?ysclid=m28l6v05ck449318594
- Остяко-вогульск.рф: «Югра: вехи жизни». URL: https://xn—-dtbdzdfqbczhet1kob.xn--p1ai/2024/06/21/yugra-vehi-zhizni-2/
- Энциклопедия Британника: «Khanty and Mansi». URL: https://www.britannica.com/topic/Khanty
- Кириллица: «Ханты и манси: откуда появились на Урале эти народы». URL: https://cyrillitsa.ru/narody/171809-khanty-i-mansi-otkuda-poyavilis-na-ural.html
- Рувики: «Ненцы». URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B
Анастасия ШЕВЧЕНКО