«Луи-ма мойт – Северные сказки»

-

В рамках проекта «Луи-ма мойт – Северные сказки» мы подготовили цикл статей о коренных малочисленных народах Севера. В третьей статье мы поговорим о духовном мире народов ханты и манси

Существуют вопросы, которые волнуют человечество во все времена: Что есть добро и зло? Как устроен мир? И многие другие… Среди множества таких вопросов, была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем.

В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. И тогда появлялись мифы о происхождении людей. В силу того что человечество развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В поисках ответов люди формировали мифологию, которая затем переросла в определенные религии. Для сравнения возьмем культуру двух народов проживающих на территории Севера.

В своем религиозно-мифологическом воззрении народ манси представляет Вселенную как совокупность трех единств: Неба («Торум»), Земли («Сянь-Торум») и Подземного мира («Йоли-ма»). Хозяин Верхнего мира — Торум-ойка или Нуми-Торум. Его имя означает «небо», «вселенная». Он возглавляет пантеон божеств и считается устроителем миропорядка.

Жена Торум-ойки — небесная Богиня-Мать Калтащ-эква. Ее имя означает «пробуждающая, создающая, рожающая». Она является прародительницей всего живого на Земле. Именно Богиня-Мать создает душу человека, качнув семь раз семь небесных колыбелей на золотой крыше своего жилища. Когда новорожденного впервые выносят на солнце, Калтащ-эква предсказывает его судьбу. Обычно Богиню представляют в образе пожилой седоволосой женщины в соболевой шубе и шелковых платках. Калтащ-эква почитается как покровительница беременных, рожениц и новорожденных.

Еще одно божество, стоящее на одном ряду с Калтащ-эква, — Огонь-Мать («Най-сянь»). Она представлена в образе женщины, одетой в красный сах и платок. Обитает Най-сянь в каждом очаге, поэтому играть с огнем, ругать и тыкать его запрещалось. Богиня защищает жилища от злых духов, оберегает жильцов от болезней и сохраняет благополучие в доме.

Центральная фигура мансийского божественного пантеона — многоликий Мир-сусне-хум. Он является младшим сыном верховного бога Торум-ойки и богини Калтащ-эква. Ему приписывают создание всего живого на Земле, а также инициативу творения земли и человека. Благодаря его непрерывным странствиям поддерживается круговорот земной жизни, поэтому его называют «Землю-вращающим человеком» или «Человеком, осматривающим землю и воды». Мир-сусне-хум выступает главным защитником людей. Он научил их промышлять зверя и рыбу, пользоваться огнем и котлом.

Манси считают, что у каждой реки и участка земли имеется свой дух-хозяин/хозяйка, которому поклоняются проживающие на этой территории люди. Имя каждого такого божества включает в себя название реки и слово «эква» — для женских духов, «ойка» — для мужских духов. Обычно эти божества являются сыновьями и дочерями верховного бога Торум-ойки.

Главный дух-покровитель реки Северная Сосьва — Тагт-котль-ойка. Обитает он в вершине реки Ялпынг-я (приток р. Северной Сосьвы). Когда-то Тагт-котль-ойка был воином-богатырем и охранял сосьвинскую землю от врагов. Другой дух-покровитель — Нер-ойка («Гора старик»). Его почитают как покровителя оленьих стад и дарителя оленей. Живет Нер-ойка у истоков р. Северной Сосьвы на вершине горы Ялпынг-Нер в каменном чуме или хрустальном доме. Вход в жилище охраняет собака-волк Сали-урне-ойка («Длинный хвост»).

Это лишь малая часть представителей Верховного пантеона. Помимо него у манси были родовые и местные духи-покровители. Они, как и люди, связаны между собой родством. Родовых духов держит старший в роду мужчина. После его смерти святыни передаются младшему брату или старшему сыну.

Как и во многих культурах, у манси представители божественного пантеона и духи-покровители имеют специальное священное место. На этих местах регулярно проводятся церемонии жертвоприношения и угощения. На святилище запрещается любая хозяйственная деятельность. Изображения божеств изготавливаются из разных материалов: ткани, дерева, камня и металла. Идолы хранятся в специальных местах.

В сравнении с другими народами Сибири манси испытали более существенное влияние христианства. Именно этим фактом объясняется соотнесение триады главных божеств с православными образами и пополнение языческого пантеона новыми образами.

 В своем религиозно-мифологическом воззрении народ ханты разделяет Вселенную по вертикали на три мира. В Верхнем мире живут боги-прародители, а также Нуми-Торум. В Среднем мире обитает его жена Калтащ, а также их дети и духи, охраняющие семьи, поселки и территории. В Нижнем мире проживают дух смерти Хинь ики, злые духи и души умерших. В этом мире время течет в обратном направлении.

Между Средним и Нижним мирами существует связь. Живые связываются с существами Нижнего мира в специальных местах. На таких территориях обычно стояли священные амбары, в которых хранились изображения духов и подарки для них.

Помимо вертикального устройства Вселенной, у хантов было также горизонтальное представление. В нем Вселенная представлялась в виде реки. Ее истоки находятся на юге, что ассоциируется с Верхним миром. Со средним течением ассоциируется территория проживания людей. На севере располагаются низовья реки, что воспринимается как Нижний мир. В этом месте прибывают умершие, оттуда приходят злые духи — носители болезней.

Мир духов хантов велик. Они могут оказывать на людей как отрицательное, так и положительное воздействие. Принося жертвы духам и одаривая их разными предметами, человек пытался расположить духов к себе. В хантыйском обществе были особые люди, которые могли вступать с духами в контакт, умели их видеть и осязать. Таких людей называли шаманами. Они лечили людей, предсказывали события, насылали порчу и многое другое.

Еще одни удивительные люди хантыйского общества — уломверта-ку — сновидцы-предсказатели. По их просьбе к ним во сне приходили духи и предсказывали судьбу определенного человека. Были люди, способные созывать духов игрой на струнном музыкальном инструменте. Таких людей называли арэхта-ку — песня-человек. Также существовали люди, предсказывающие результаты очередной охоты, сказочники, лечившие во время рассказывания сказок, гадатели по огню и многие другие. Все они считались особыми лицами, знающими намного больше, чем обычный человек.

Источники:

  1. Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры: «Манси. Духовная культура». URL: https://atlaskmns.ru/page/ru/people_mansi_spirit.html
  • Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры: «Ханты. Духовная культура». URL: https://atlaskmns.ru/page/ru/people_hanty_spirit.html

Анастасия ШЕВЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Росгвардия предупреждает!!!

Оружие является источником повышенной опасности! Нарушение правил хранения, ношения, перевозки (транспортирования) и использования оружия, установленных законодательством, влечет административную ответственность, предусмотренную...

Мошенники обманули жителей Березовского района на 22 миллиона рублей

За 10 месяцев зарегистрировано 58 киберпреступлений, связанных со звонками от якобы представителей Центробанка, госуслуг и спецслужб, предлагающих «безопасные счета»....

Что нужно знать о вакцинации кошек и собак?

Мы в ответе за тех, кого приручили. Забота о питомце — это не только накормить, погладить и поиграть, но...

Пожарное ремесло – дело всей жизни

В декабре 2004 года распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1010 создано казенное учреждение «Центроспас-Югория». Цель его...
- Advertisement -spot_imgspot_img

Пенсионная грамотность – со школьной скамьи

В рамках образовательного проекта Социального фонда России для школьников «Все о будущей пенсии» специалисты отделения СФР по Ханты-Мансийскому автономному...

Госпаблики Березовского района

Госпаблики Березовского района – это страницы и сообщества органов власти и подведомственных учреждений – школ, детских садов, учреждений культуры...

Must read

Росгвардия предупреждает!!!

Оружие является источником повышенной опасности! Нарушение правил хранения, ношения, перевозки...

Мошенники обманули жителей Березовского района на 22 миллиона рублей

За 10 месяцев зарегистрировано 58 киберпреступлений, связанных со звонками...
- Advertisement -spot_imgspot_img

Вам может быть интересно2022
Рекомендуем прочесть: