В Саранпаульском краеведческом музее участники детского объединения «Исторический клуб» с увлечением создают уникальные доклады на самые разные темы, погружаясь в историю своей малой родины и исследуя судьбы людей, которые ее населяли. Сегодня мы рады представить исследовательскую работу Романа Семяшкина, в которой он рассказывает о своих предках, их жизни и вкладе в историю нашего района. Эта работа не только отражает интерес к прошлому, но и вдохновляет молодое поколение сохранять память о своих корнях
История моего рода мне всегда интересна, она – отпечаток эпохи. Мои предки жили в далекой маленькой северной деревушке, но их судьбы удивительным образом были связаны с событиями всего мира.
Мой прапрапрадед оленевод Петр Романович Семяшкин в 1884 году сосватался к шестнадцатилетней послушнице Соловецкого монастыря Анастасии Константиновне. Анастасия была грамотной, могла вести деловую документацию, и с собой из монастыря ей дали три тысячи оленей, чтобы она увеличивала поголовье в стаде мужа. Позднее она отправляла мясо в монастырь, а ей, в свою очередь, направляли церковные книги. Ее правнук еще помнит большое количество книг, которые лежали в шкафу в двух выдвижных ящиках.
В семье Петра Романовича и Анастасии Константиновны родились семь дочерей и два сына – Гермоген и Герасим. Именно про этих двух братьев я хочу рассказать.
Гермоген родился в 1886 году. В начале 1900-х его забрали на службу в царскую армию. А в 1914 году началась Первая мировая война. В ноябре 1914-го во время психической атаки Гермогена ранило. Солдаты шли под барабанный бой, не стреляя, первый солдат падал – задний закрывал, тот падал – другой закрывал, чтобы была плотная стена. Барабанщики шли сзади, чтобы их не убили, а барабанный звук не прекращался. Сначала Гермогена ранило в правое плечо, второй раз ранило в пищевод, третья пуля попала в ногу – и только тогда он упал. Без сознания он попал в плен. Немцы искали раненых для профессора Хаумона Германа. Этот профессор проводил опыты, тренировался, делал операции на пищевод. Операцию провел успешно. Потом он испытывал прививки от тифа. Гермогена поселили в тифозный барак, чтобы проверить действие прививки. Потом Хаумон отправил пленного к своей сестре в уборочную как бесплатную рабочую силу. Гермоген пытался бежать, и его посадили в камеру в кандалах. Профессор приказал, чтобы месяц его не кормили. Один конвойный раз в три дня бросал хлеб из жалости, кроме этого в камере было много крыс. Гермоген кандалами убивал крыс и ел их. Так и выжил. На всю жизнь на руках и ногах у него так и осталась тонкая кожа от кандалов.
В начале 1920 года Гермогена и других пленных русских солдат привезли в Одессу, там обменяли на немецких военнопленных. После плена Гермоген Петрович еще участвовал в подавлении мятежа под Петербургом. Потом он отправился в Омск. Там на рынке встретил еще одного саранпаульца. Они купили заячью голову и поставили на кон, играя в карты, и выиграли хомут. А хомут тогда дорого стоил. Его продали и на вырученные деньги добрались до Березово. А в там как раз в это время собирали добровольцев на подавление восстания отряда белых в Саранпауле.
Теперь расскажу про младшего брата – Герасима. Между братьями была небольшая разница – в несколько лет. Герасим был высоким и очень крепким. Рассказывали, что он занимал первые места в разных соревнованиях, потому что вставал вниз головой на нарты – и на руках на полном скаку летел. Когда его старшего брата Гермогена забрали в армию, их мама Анастасия Константиновна хотела сохранить род и придумала откупить Герасима от армии. Она дала ему горсточку золота и десять оленей. Но сын потратил все деньги в городе: проиграл в карты, потому что хотел побыстрее увидеть мир. В 1914 году Герасим все-таки отправился на Первую мировую войну, получил три Георгиевских креста и дослужился до звания прапорщика. Служил он с 1914 по 1917 год. В 1917-м попал к Колчаку. Вместе с белым отрядом в 1921 году пришел в Саранпауль.
Ситуация сложилась следующим образом: Гермоген прибыл в Саранпауль с отрядом красноармейцев, а в это время там уже был Герасим с белогвардейцами. Отряд белых был небольшим, им командовал как раз Герасим. Был один прапорщик и два офицера, а остальные – рядовые. Красные пришли и «выбили» белых в Щекурью. В этом бою Герасима ранило в бедро.
Красные знали, что Герасим – родной брат Гермогена. Они велели Гермогену пойти в Щекурью и привести брата, а его сестер с матерью взяли в заложники (отец Петр Романович умер в 1917 году). Предупредили, что если он не придет или останется с братом, то их обоих навсегда оставят в силосной яме. Гермоген отправился в Щекурью договариваться. Герасим сначала не узнал брата, ведь они не виделись почти пятнадцать лет. Но ради своей мамы и сестер Герасим сдался. С ним осталась и медсестра, которая его лечила и не захотела бросать. А весь отряд белогвардейцев по обоюдной договоренности ушел из Щекурьи по Сибиряковскому тракту. Гермоген перенес своего брата через реку Ятрия. Красные отправили Герасима вместе с медсестрой в Березово, а потом и в Тобольск. Дальнейшая судьба медсестры неизвестна. А Герасима расстреляли в 1922 году в Тобольске, о чем впоследствии сообщили матери в письме. К сожалению, этот документ не сохранился. На этом сведения о Герасиме прерываются…
А Гермоген Петрович был награжден Георгиевским крестом и медалью. По возвращении домой – в Саранпауль – он женился на Марфиде Георгиевне. И у них родилось девять детей, выжили только четыре сына и две дочери. Гермоген работал всю жизнь в Саранпаульском колхозе полеводом.
Я нашел в Государственном архиве Югры разные документы про прапрадеда. Например, список работников Саранпаульского колхоза имени Сталина, которых представили к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: Гермоген Петрович Семяшкин – полевод, а зимой – охотник. Перевыполнил план по добыче пушнины, к работе относился добросовестно. Имеет выработку 700 т/дней. В списке лучших охотников за четвертый квартал 1944 года по Саранпаульскому колхозу имени Сталина также есть упоминание о Гермогене Петровиче. Он выполнил план на 154%.
В Протоколе № 2 заседания правления от 19 января 1947 года есть выступление Гермогена Петровича Семяшкина. Он говорил: «Я, как полевод, несколько раз прошу у председателя постоянных рабочих по ремонту огорода, жду их. Мне необходимы дежурные. А то выделяют малышей или старушек, которые не могут прогонять скот».
В Протоколе № 5 общего собрания от 9 ноября 1954 года, где присутствовали 178 человек, тоже зафиксировано выступление Гермогена Петровича: «С охотпромыслом в колхозе дело обстоит тоже неважно, и охотники до сего времени находятся дома. Правление колхоза заранее не побеспокоилось о доставке транспорта для охотников. А раньше бывало, что в это время ни одного охотника не увидишь дома. И правлению колхоза нужно обеспечить охотников всем необходимым и как можно скорее направить их в урман. Также правлению колхоза надо почаще собирать совещание общего собрания и иметь тесную связь с колхозниками».
Также по документам выяснилось, что 5 января 1959 года Гермоген Петрович вышел на пенсию. Пенсию ему назначили 50 рублей.
Умер он 29 сентября 1965 года, похоронен в селе Саранпауль.
По рассказам и воспоминаниям моего дедушки Романа, Гермоген Петрович был всегда требовательным к себе и добрым к людям. Прожил 83 года. Благодаря особой силе характера и твердости духа он смог выжить на войне и в плену, стал первым полеводом в Саранпауле, воспитал достойных детей. Два его сына – Роман и Николай Семяшкины – почетные жители Березовского района.
Я восхищаюсь и горжусь своим прапрадедом. Несмотря на тяжелую жизнь, Гермоген Петрович всегда оставался разумным, честным и сильным. К большому сожалению, про судьбу его брата Герасима Петровича я пока ничего не выяснил, планирую поехать для поиска информации в архив Тобольска.
Роман Семяшкин,
участник детского объединения «Исторический клуб»
Саранпаульского краеведческого музея