История, в общем, для СВО не новая – отец и сын служат вместе в одном подразделении. У уроженцев Нижневартовска Ильи и Владислава Ефимовых боевой путь начался в дни частичной мобилизации
– Сыну пришла повестка, признали годным и по здоровью, и по военно-учетной специальности, стал собираться. А я стал думать: как же это, он уйдет, а я здесь останусь? В один момент написал заявление о том, что хочу пойти добровольцем. Написал прямо через интернет, чтобы поскорее дошло, – рассказывает Илья Ефимов.
И он тоже подошел по всем параметрам, с таким водительским опытом взяли с руками и ногами. Через некоторое время состоялся разговор с комбатом подразделения, куда направили сына Владислава. Отец спросил: можно ли служить вместе? Не отказали.
И находятся на сегодняшний день отец и сын Ефимовы уже два года в зоне проведения спецоперации – в одном батальоне. Задачи у них функционально разные: отец на любимом «буханыче» – на подвозе, сын выполняет боевые задачи, но глобально – цель одна: разбить врага и вернуться домой с победой.
А для этого надо совсем немного: видеть цель, верить в себя и не бояться препятствий, как говорили в одном известном новогоднем фильме. Нового года бойцы, кстати, всегда ждут с особенным чувством, с ожиданием перемен к лучшему. Особенно сейчас, когда армия России освобождает в Донбассе поселок за поселком, забирая в охват крупные города и считавшиеся неприступными опорные узлы противника. Курахово, Торецк, Часов Яр скоро вернутся в Россию.
А еще, чтобы победить, надо внимательно относиться к собственной безопасности, хотя это и странно звучит на передовой. Но, как говорится, береженого Бог бережет, и поэтому Илья внимательно следит за тем, как сын готовится к боевым заданиям.
– Я контролирую сына, особенно когда он собирается на боевые задачи. Замучил его уже этим РБЖ, – смеется отец.
РБЖ – руководство по борьбе за живучесть – термин подводников, и означает он одно: всегда есть шанс выжить даже при самом страшном развитии ситуации, но для этого надо быть отлично готовым, защищенным и до автоматизма знать алгоритм спасения.
– Проверяю, все ли взял с собой: каску, бронежилет, аптечку. Каждый его боевой выход через сердце пропускается, – говорит Илья.
Однажды сын ушел на боевое задание – отец, кстати, тогда подвозил группу к передовой, – и связь с бойцами в какое-то время оборвалась. Как рассказал Владислав, по ним отработали минометы, насыпали так, что головы не поднять. Его ранило, но на связь с отцом смог выйти не сразу – только после эвакуации, из госпиталя. Илья никогда не забудет ту ночь, когда слал смс, звонил, а сын не отвечал.
– Всем сердцем чувствовал, хотя не знал о ранении, такая связь никуда не денется. Всю ночь молился, – признается Илья, смахивая слезы.
Владислав очень молод, не особо разговорчив, но когда речь заходит о пользе отцовской заботы, отвечает сразу.
– Я всегда прислушиваюсь к отцу, у него богатый жизненный опыт, многие его советы оказываются очень полезны, – говорит боец.
Родина, за которую они воюют, для Ефимовых – еще и оставшиеся в тылу их девочки: для Владислава – мама и сестренка, для Ильи – жена и дочь.
– Младшая дочка, Василиска, шьет для нас талисманы – у меня вся машина в мягких игрушках: Чебурашка, дракончик, пингвинчик, а жена вот машину мне приобрела – хорошую «буханку» взамен моей старой, которую с прежней работы мне прислали. Та была уже совсем «уставшая», отработала свое, – рассказывает Илья.
Да и новая машина в зоне специальной военной операции прошла уже 36 тысяч километров. В салоне «буханки» – новая резина, расходный материал на фронте. Илья говорит, что знакомые, коллеги очень хорошо реагируют на все надобности – присылают и автозапчасти, и колеса, и топливо.
Машина вся в росписях – бойцы оставляют на боевом железном друге свои автографы. Илья проводит экскурсию.
– «Жиклер» – это я, «Черный» – это Серега, он сейчас «трехсотый», на лечении в России, «Жених» – это сыночек, «Хан» – тоже наш земляк, в разведке служит, а «Север»… – он «двухсотый», к сожалению. Царствие небесное, – сняв кепку с гербом ДНР, крестится Илья.
А еще на автомобиле надписи – записная книжка своеобразная, чтобы не забыть, когда Илью отправляют за покупками. Пакеты – 20 штук, сахар, масло, газ в баллонах, пила, масло для пилы… И еще много всякого, на передовой очень необходимого.
Завтра – новый день и новые задачи. И у отца, и у сына. И опять будет болеть отцовское сердце в ожидании сына с боевой задачи.
Но такая уж у отцов доля. Как пел Высоцкий, «мы не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой…»
Виктория Шкляр