Ежегодно, 11 апреля, во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В Саранпаульском доме культуры состоялась тематическая встреча, посвященная этой памятной дате
В ходе мероприятия детям рассказали о зверствах, которым подвергались не только взрослые, но и дети, попавшие в концлагеря во время Великой Отечественной войны. Дмитрий Исаев зачитал строки из воспоминаний детей, выживших в концлагерях:
Вера Шайтеронок: «Привезли нас на вокзал, погрузили в вагоны для скота и повезли в Варшаву. Было семь или восемь вагонов по 100 человек в каждом. Мы жили в здании завода. На пятом этаже спали, а на первом делали бомбы и патроны. Утром нам кофе готовили из каких-то веток – и отправляли на завод на 12-часовую смену. Кормили, только если заработаешь. На соседних нарах со мной жили две девочки, их тоже звали Верами. Одна из Ростова, а другая из Смоленска. Обеих забили до смерти плетками. Резали их, пока те еще были живыми. Девочки умирали, но из последних сил кричали, что немцы-нелюди, что у них сердца нет, что всех их нужно убить. Умирали, но кричали им это».
Мария Юхневич: «Пригнали нас к станции в деревне Боровка Верхнедвинского района, погрузили в огромные пустые вагоны, устланные соломой, и отправили в концлагерь «Саласпилс». А латыши приехали туда, чтобы набрать себе людей для работы. Взяли маму, папу, тетю и одну мою сестру. А мы со второй остались. Позже приехала еще одна латышка и забрала Катю. Первым делом намазала булку маслом и накормила ее. А я сидела голодная и думала: «Дай мне хотя бы кусочек откусить». Но она так и не решилась — боялась. Так, из нашей семьи в концлагере осталась только я одна. Через какое-то время ко мне пришла семейная латышская пара и забрала, чтобы я пасла коров и смотрела их 3-летнего сына. Скоро хозяина забрали на войну, а мы все остались. Бывало, несу мальчику, хозяйскому, бутерброд. Он съест масло, а хлеб покусает и отложит. Я, если вижу, что наелся, – откушу от его кусочка. Мне такого не давали, кормили все время чем-то похожим на суп. Каждое утро водили на уколы. Мы протягивали через ширму руку – и у нас брали кровь. Передо мной был мальчик лет 8-9. Помню, как его схватили под руки и потащили на нары — из него выкачали столько крови, что сам идти уже не мог».
Регина Тихонова: «Как сейчас помню: привезли нас на станцию, состав остановился, и всем детям скомандовали выходить. Недалеко виднелось черное-черное здание. Дверь открыли, и нас туда загнали. А потом закрыли дверь. Мы стоим, никто ничего не понимает. Дети плачут, родители, что были возле этого здания, кричат. Чуть дальше находилось еще одно здание – и тоже большие двери. Оттуда вышел немец, скомандовал что-то на своем языке, и наши двери открылись. Он показал рукой, что нам нужно снова возвращаться по вагонам. Оказалось, что до того, как пригнать нас, в том здании закрыли ребят и девчат из другого состава. Всех сожгли. А когда пришла наша очередь, у них что-то сломалось. Позже нас привезли в лагерь, обнесенный со всех сторон сеткой. Немцы нам через нее бросали хлеб, очистки. Мы все это собирали и варили. Так и жили. Одним из командиров был украинец, который однажды сильно избил маму и папу. Они потом еще долго лежали, не могли прийти в себя. Лупил он и ребят наших. Его помощница тоже украинка. Однажды моя сестра Тамара пропала. Нашли ее спустя два дня запертой в кочегарке. Оказалось, ее там закрыла та самая помощница-украинка. Сестричку было не узнать: черная, грязная, двое суток без крошки еды и без капли воды. Вот как над нами издевались!»
Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в концлагерях. За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошло 18 млн человек. Из них 5 млн – наши соотечественники, граждане Советского Союза. Ученицы Саранпаульской школы поделились своими впечатлениями о мероприятии. Яна Ларионова: «С первых минут мне было неприятно смотреть, как издевались над детьми, было очень сложно сдержать слезы, глядя на те фотографии, которые были показаны». София Полушина: «Честно говоря, я чуть не расплакалась. Данную тему мы проходили на уроках истории, но это было поверхностно, таких подробностей, которые были показаны сегодня, я не знала. Очень страшно видеть фотографии тех времен, и очень страшно представить, что можно было так издеваться над людьми. Благодарна организаторам за такое мероприятие, поскольку на них мы узнаем мельчайшие детали и подробности».
По завершении мероприятия Нина Слепцова исполнила песню «Верните память». Чтобы подобное никогда не повторилось, нам нельзя забывать то что совершили фашисты. Наша святая обязанность – сохранять и передавать из поколения в поколение правду о самой страшной войне 20 века, о мужестве и беззаветном служении своей Родине наших дедов и прадедов, о великом подвиге народа!