Завершая цикл материалов «Диалоги в «Мань Ускве», предлагаем вашему вниманию беседу с медицинским работником стойбища Гаврилом Ануфриевым
До недавнего времени в селе Няксимволь Березовского района не было фельдшера, местные жители вынуждены были обходиться без квалифицированной медицинской помощи. В октябре прошлого года к работе приступил молодой специалист. К слову, он же является постоянным медицинским работником стойбища «Мань Ускве», проводит для ребят курс лекций по оказанию первой медицинской помощи, а еще учит желающих мансийским танцам и игре на гитаре.
— Гаврил, расскажите, пожалуйста, о своем профессиональном пути.
— Я работаю в Няксимволе фельдшером. До этого учился и работал в Ханты-Мансийске. Окончил Ханты-Мансийскую медицинскую академию по специальности «Фельдшер». После получения диплома девять месяцев трудился на скорой помощи в окружной столице. Затем хотел перейти в МЧС, но мне позвонил главный врач Березовской районной больницы Анатолий Ефимович Райхман и предложил работу заведующего Няксимвольским ФАПом. Я не стал отказываться — и приехал работать в Няксимволь. Сам я местный, здесь родился и вырос, здесь живут мои родители. Планирую остаться работать в родном селе.
— С какого момента вы начали приезжать на стойбище?
— Каждый год бываю здесь, чтобы научиться чему-то. А приезжал я сюда с самого детства. Впервые познакомился со стойбищем, когда мне было девять лет. Меня много чему научили. Здесь же появилось желание играть на гитаре, танцевать, рисовать. А сейчас я хочу передать все эти знания детям. Поскольку я занят именно в сфере медицины, приезжаю в «Мань Ускве» в качестве медработника.
— Помимо работы в медпункте, вы преподаете для ребят музыку, танцы, рисование, первую помощь… Не большая ли нагрузка для одного человека?
— Нет, нагрузка не большая. К слову, я бы не сказал, что являюсь большим знатоком музыки. Я самоучка. И большинство ребят, которые сюда приезжают, такие же, как я: влюбляются в игру на гитаре, учатся самостоятельно. Танцы мне даются легко. Мансийским танцам я начал учиться с десяти лет, чем старше становился, тем больше тренировался. Бывали даже моменты, когда меня приглашали выступать на каких-нибудь мероприятиях. И мне самому интересно преподавать это искусство. Поначалу кажется сложно, но потом это привлекает, и многие ребята начинают спрашивать, когда будут танцы. Это ведь не только физическая нагрузка. Знать танцы — значит познавать культуру народа.
Для меня приезд на стойбище — это даже не работа, а прежде всего эмоции. Для меня нет больше таких мест, где бы ты так заряжался энергией. Планируя свой отпуск, я прежде всего рассчитываю на то, что приеду именно в «Мань Ускве». И это несмотря на уговоры коллег съездить на море, за границу… Мне хочется приезжать именно сюда. Для меня это второй дом, а домой всегда хочется возвращаться. Мне здесь спокойно и хорошо, я люблю преподавать детям, заниматься с ними. Считаю важной задачей передать детям то, чему меня когда-то здесь научили. Для меня отпуск — это не просто лежать и отдыхать на диване, это смена деятельности, смена обстановки.
А почему я пошел в медицину? Наверное, было интересно и в школе, больше тяготел к таким предметам, как биология, окружающий мир, химия. Когда окончил школу, родители настаивали на том, чтобы я пошел в другую сферу: отец хотел, чтобы я был военным, мама хотела, чтобы я стал юристом, а в школе хотели, чтобы я был преподавателем ИЗО или истории… Из-за этого я со многими переругался, ведь мой выбор изначально пал на медицинское образование. И этот выбор меня не пугает. Будучи медиком, замечаешь, что люди к тебе относятся по-другому. И это отношение заметно: ведь когда человеку становится плохо, он становится более искренним.
Свои негативные эмоции, которые копятся, например, в течение определенного времени, я выплескиваю при помощи игры на гитаре, еще один способ отвлечься – это рисование. Гитара и рисование — хорошая отдушина. Посидишь, поучишь, отвлечешься, подумаешь… А в это время я всегда думаю о своей работе: что можно привнести, как изменить, как по-другому найти подход к человеку.
В «Мань Ускве» в качестве медработника я уже третий год.
Опыт показывает следующее, я это даже на себе прочувствовал. Когда ребенок приезжает на стойбище, если он в себе не уверен, если есть у него какой-то скрытый талант, если он чем-то может заниматься, к чему-то тяготеет, к какому-либо искусству, то здесь это проявляется и раскрывается намного быстрее. Среди сверстников, которые чем-то увлечены, человек начинает заниматься собой прежде всего, наверное, чтобы быть на одном уровне со всеми. Я, приехав сюда в свое время, получил заряд энергии, мотивацию, напутствия: нужно развиваться дальше. На тот момент я только рисовал и совсем не играл на гитаре. «Мань Ускве» — это место, где ты можешь заниматься любимым делом, развиваться и быть собой. Например, здесь я стал на уровень выше, начал писать портреты без какой-либо помощи, и радует, что в этом я могу помочь, что-то подсказать, объяснить.
— Как вы считаете, насколько сильно отличаются современные дети от вашего поколения?
— Мы, наверное, были более шебутными, везде лезли, совали свой нос туда, куда не надо. Сейчас дети более спокойные. Но, как мне кажется, раньше было больше уважения к старшему поколению. Хотя сейчас вожатые, конечно, по возрасту младше, нежели те, что были у нас.
На плечи вожатых легла большая ответственность. Несмотря на то, что в группах есть ребята старше них, их слушают, их принимают, с ними советуются. И самое главное, когда им начинают перечить, ни один из вожатых не вступает с ребенком в полемику, у них будто есть какая-то преподавательская закалка, они соблюдают субординацию. И это очень удивляет, ребенок сразу становится взрослым, меняется на глазах, когда на него возлагается какая-то ответственность, обязанность.
— Что бы вы пожелали «Мань Ускве»?
— Чтобы «Мань Ускве» было всегда. Чтобы привносили что-то новое, но и от старого никогда не отказывались, чтобы та форма, которая есть и работает, продолжала работать. Долгих и долгих лет жизни. И чтобы все было отлично! Если в «Мань Ускве» все отлично, то и у меня будет все замечательно. Ведь я себя считаю частью этого стойбища.