«Человек рождается – судьба намечается» говорили в старину. Так оно, наверное, и есть. Вот и Татьяну Ивановну Соловьеву, невиданная нить судьбы связала с раннего детства не только со своей будущей профессией, но и с будущим местом работы — Березовской школой-интернатом
Тяга к музыке шла от семьи
Появившаяся на свет в поселке Березово, Татьяна Ивановна до 4 лет проживала вместе с родителями в деревне Сартынья, где отец, Иван Сергеевич Копыльцов, был заведующим клубом – организовывал кинопоказы, мероприятия, работал с вокальными группами, старался пробудить интерес односельчан к творчеству. А мать, Любовь Григорьевна, работала в школе. Профессиональный выбор – это один из самых важных моментов в жизни каждого человека, и не исключено, что не последнюю роль здесь играют гены. Копыльцовы хотя и не имели музыкального образования, были людьми творческими. Сестры и братья отца, да и дед, Сергей Иванович, по линии отца играли на многих инструментах. Дед к тому же прошел всю войну с музыкальным оркестром. В семейном альбоме до сих пор хранится фотография, где он сидит среди участников оркестра. Ни один праздник у родни не проходили без песни. Любовь к музыке, интерес к ней был внутри семьи. Поэтому о том, что она рождена быть учителем музыки, Татьяна Ивановна знала с детства.
Первые шаги
Шестилетняя девочка настойчиво просила, чтобы мать отвела ее в музыкальную школу. И ведь добилась своего, хотя для этого понадобилось целых три года.Первый год девочку не взяли, потому что не хватило дикции, в следующем году из-за большого набора не смогла пройти конкурс. Судьба улыбнулась лишь с третьей попытки, но зато удачно. Девочка сразу же попала в руки своей любимой преподавательницы по фортепиано Светлане Васильевне Волненко.
– Смотрела я на нее всегда с каким-то вдохновением, – вспоминает сейчас Татьяна Ивановна,- изучала ее внешность, как она мне «ставила руку». Все для меня было интересно. Светлана Васильевна – это тот человек, который привил мне интерес и любовь к музыке. На каждом уроке мы досконально и внимательно работали над музыкальным произведением. Она учила меня точно читать текст, тщательно разбирать его. Я до сих пор поддерживаю связь со Светланой Васильевной, посещаю концерты ее учеников. При каждой встречи испытываю бурю положительных эмоций, от общения со своим педагогом.
С музыкальной школой у Татьяны Ивановны связано много ярких воспоминаний. Добрым словом вспоминает она учителей: Людмилу Александровну Коромыслеченко, Людмилу Анатольевну Виноградову, Светлану Леонидовну Первову и других педагогов, которые так же помогли ей освоить программы. Приходилось сдавать технические зачеты, которые включали обязательное проигрывание гамм, этюдов, изучать творчество композиторов, запоминать, на каком виде техники написаны этюды. Ведь на каждое произведение подписывался термин – темповой и характерный.
– Эти характерные термины я помню до сих пор, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Скажут мне, например, что в этом произведении на этом месте «анданте», я уже знаю, что на этом месте надо играть не спеша. Мы это все учили. Поступила я в музыкальную школу третьеклассницей, а окончила, обучаясь в 10 классе. И уже в классе седьмом знала, что буду и дальше обучаться музыке, но теперь уже в колледже. Я окончила музыкальную школу по классу «Фортепьяно». В колледже, после окончания которого, получила диплом «Учитель музыки – музыкальный руководитель», дополнительным инструментом был у меня аккордеон. А обучаясь заочно в академии культуры, где мы пять лет дирижировали и пели в академическом хоре, получила диплом «Дирижер академического хора».
– Татьяна Ивановна, а не возникает у Вас иногда вопрос, что не ту профессию вы выбрали?
– Нет, – отвечает на мой вопрос педагог. – Я всегда чувствовала страсть к музыке и не могу себя представить в другой профессии. Однако если бы я не стала музыкантом, то, возможно, могла бы стать хорошим врачом. Мне нравится, как они выглядят. Сидят в красивых больших кабинетах. Но я понимаю, что эта работа очень ответственная. Но учитель – это тоже профессия ответственная.
Мои юные звездочки
Работает Татьяна Ивановна в школе-интернате с 1999 года. Начала трудиться сразу после окончания колледжа. Молодой педагог в первый год осваивала премудрости учительской работы — 8 часов уроки музыки и несколько часов воспитательской нагрузки. Классы были большие, дети были без особых вокальных данных, но у них чувствовался интерес к музыке. Это сразу заметила молодая учительница.
– Я очень рада, что в нашей школе есть просторный актовый зал, сцена, и у детей есть возможность научиться чувствовать себя на сцене уверенно, – продолжает свой рассказ Татьяна Соловьева. – Они не теряются даже, выступая в больших дворцах культуры. Например, Женя Удовикин и Вова Голиков, с которыми мы выезжали на конкурс для детей-сирот «Созвездие», так уверенно вышли на сцену и так четко спели песню, что нам дали первое место. А самое главное, ребята прислушивались к моим советам и делали то, что я им сказала: где руку поднять, где ножкой топать. Приехали мы оттуда с подарками, даже телевизор привезли.
Репертуар стараюсь подобрать под тематику дружбы, осени, Нового года и т.д. А еще нравится детям тематика патриотизма. Лица ребят сразу меняются. Даже маленькие понимают, что это не смешно. Они затаив дыхание слушают рассказы о подвиге наших солдат, воспоминания отцов, дедов, с гордостью поют военные песни.
Большие озорные глаза, уложенные в простую прическу светлые волосы, мелодичный голос, открытость в общении позволяет Татьяне Ивановне находить общий язык и с детьми, и со взрослыми. Сегодня она, работая в школе, успевает руководить еще и хором «Ветеран». В этом году при ее старании в интернате был создан совместный хор из педагогов и детей. Учительница знает, что это соприкосновение поколений очень нужно детям и ее надо повторять постоянно. Учащиеся школы-интерната принимают активное участие в районном конкурсе «Патриот», в фестивале «Я – Звезда» для детей с ОВЗ. Коллектив держит тесную связь с Домом культуры, детской библиотекой, школой искусств. И сегодня, глядя на Татьяну Ивановну, на ее работу, на ее отношение к своей профессии все больше утверждаешься в мысли, что невидимая нить судьбы – это подтверждение того, что наша жизнь не определяется случайностью, а задается заранее.
Михаил МОРЕВ