Что повлияло на решение уволиться с работы и открыть собственное предприятие? С чего начался путь в бизнесе? Каковы надежды на эту навигацию? Обо всем этом мы беседуем с директором ООО «Пристань Березово» Вадимом Лукояновым
– Вадим Павлович, судя по форме, вы человек флотский?
– Я с флотом связан с 9 класса. Тогда мы, школьники, самостоятельных решений не принимали. К нам подошли преподаватели и сказали, что есть возможность получить дополнительное профессиональное образование по специальности «Рулевой-моторист». После получения удостоверения те же преподаватели взяли нас за руку и привели в транспортно-ремонтный сплавной участок для прохождения практики. Там мы и прошли первую навигацию на небольшом грузовом буксировщике. Сплавляли лес по притоку Волги – Унже. Поскольку у меня отец служил на флоте, я решил поступить в Горьковский институт инженеров водного транспорта. После окончания института мы с товарищем захотели поехать на Север. Просьбу удовлетворили, и в 1982 году мы приехали на работу в город Ханты-Мансийск. Три года я там проработал диспетчером, а в 1985 году перебрался в Березово на должность начальника пристани. В 1992 году, когда пошел «развал», принял решение выйти из состава пароходства и создать малое предприятие «Пристань Березово».
– И с чего начали свой путь в бизнесе?
– Я был в хороших отношениях с Тюменским речным портом, там как раз флот простаивал. Взял там в аренду теплоход РТ-300 с грузоподъемностью две баржи по 1000 тонн, у бывшего своего начальника – плавкран. И начал потихоньку работать. Работал с клиентурой в Тюмени. Параллельно начал заниматься месторождениями. На Вогулке открыл месторождение песка, потом – на протоке Вайсова. Черпал песок со дна реки плавкраном. Поскольку любой бизнес начинается с рынка сбыта, начал его изучать. В те времена еще надо было обязательно возить контейнеры. А пристань Березово была в реестре не только нашего Обь-Иртышского бассейна, но и в системе железной дороги. Это значило, что из любого пункта – хоть из Владивостока, хоть из Калининграда – могли отправить контейнеры до Березово. Мы их здесь принимали.
– В основном куда груз возили?
– Когда первый теплоход брал в аренду, у меня грузопотоки были из Тюмени в Ханты-Мансийский округ. Несколько лет работал конкретно на Березовский район. Возил грузы в Саранпауль, Щекурью. Завозил стройматериалы в Ломбовож, Кимкьясуй, Няксимволь, Хулимсунт. А потом работы не стало – и пришлось искать новые рынки.
-Нашли?
– Да. В Ямало-Ненецком автономном округе. Там работы непочатый край.
– Сейчас, наверное, база грузового флота расширилась?
– Сейчас у меня в собственности самоходный и несамоходный флот, плавкраны для осуществления перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Предприятие довольно-таки известное в бассейне. Являюсь членом Югорского филиала Ассоциации судовладельцев и речных портов. Считаю, что зарекомендовал себя за 32 года на рынке неплохо. Есть награды, благодарственные письма и от администрации Березовского района, и от нашей ассоциации Югорского филиала.
– Коллектив у вас большой?
– Коллектив сравнительно небольшой. Штатных единиц от 20 до 25 человек. С наемными работниками – до 30 человек. Нанимаем сварщиков, газорезчиков, котельщиков.
– Стоит ли перед вами проблема обновления флота?
– Проблема стоит. И стоит жестко. Этим вопросом занимаемся, насколько финансы позволяют. В прошлом году один теплоход и кран были на среднем ремонте. Заменили у теплохода днищевую обшивку в машинном отделении, дизель-генератор, кабеля на мачте, перебрали старые дизели, рулевую машину и т.д. Зимой приобрели главные двигатели, редукторы. Думаю, во второй половине мая этот теплоход у нас пойдет в работу.
– Кадры на каждую навигацию заново набираете или у вас работает постоянная команда?
– Если говорить конкретно по теплоходу РТ-707, то он пришел ко мне с командой. Капитан и механик отработали со мной уже 22 навигации. Вообще проблем не было. Но подошел у них пенсионный возраст, и сейчас ощущается проблема. Командиры почему-то не приживаются. На кране команда более-менее постоянная. Мотористов каждый год набираю из училищ, техникумов. Некоторые по две, по три навигации работают.
– Какие надежды связаны с этой навигацией?
– В плане работы, как я уже говорил, проблем нет. На эту навигацию надежды еще связаны со строительством взлетно-посадочной полосы в Березово. А вообще, речной транспорт был и остается эффективным инструментом перемещения грузов, он обеспечивает экономическое развитие регионов, примыкающих к рекам.
– Спасибо.