Плох тот мастер, у которого нет учеников

-

В детском стойбище «Мань Ускве» завершилась мастеровая смена, в рамках которой мастера народных ремесел и промыслов обучали своих юных учеников. Общение за работой всегда интересно. А еще интереснее беседовать с профессионалами своего дела, которые готовы поделиться своими мыслями. Предлагаем вашему вниманию беседу с заведующим сектором музейных программ и проектов этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», преподавателем мужского ремесла Вячеславом Кондиным. Это интервью – первое из цикла материалов «Диалоги в «Мань Ускве»

– Расскажите, какова цель вашего приезда в «Мань Ускве» и достигли ли вы ее?

Я приезжаю в «Мань Ускве» уже не первый год, чтобы учить детей работать с берестой и деревом. В этот раз мы делали ножны из бересты. Когда-то даже анеевских манси называли «Саас сипаль», потому что они всегда ходили с берестяными ножнами. Этот предмет был очень распространен. Такие ножны по своей сути очень практичные. Времени на изготовление уходит не так много, необходимо всего два материала: береста и корень кедра. Дети учатся разделывать корень кедра, изготавливать полоски из него, очищать их, придавать нужную форму, удобную для шитья, а также работать с берестой. На мой взгляд, это не очень сложная работа. Этому может научиться каждый.

Здесь в основном ребятишки из мелких населенных пунктов. К слову, с такими гораздо проще работать, нежели с городскими. А вообще с детьми интересно работать. По итогу смены я вижу, что моя цель достигнута. Может, через какое-то время ребята забудут о том, чему здесь учились, но самое главное – они делали все своими руками, а руки никогда не забудут. Ручная память – она вечная. И даже если им лет через 10-15, к примеру, захочется сделать эти ножны, они воспроизведут все по ручной памяти

Для вас «Мань Ускве» – это прежде всего работа?

Для меня вообще любая командировка – это своеобразный отдых. Отдыхая, работаешь. И здесь так же: я и отдыхаю, и работаю. И самое главное – я передаю знания. Плох тот мастер, у которого нет ученика.

Есть у вас здесь такие ученики, которые действительно «вкладываются» в обучение, стремятся добиться успеха в деле?

Практически все ребята, которые работали со мной в эту смену, стремятся научиться новому, что очень радует. Стойбище само по себе обязывает учиться чему-либо. К слову, у детей здесь много и других обязательств, им нужно успевать все. И я ценю, что они стараются успевать и там, и тут, прикладывают усилия.

Есть ли у вас какие-то замечания, предложения: что изменить в стойбище, в его работе и распорядке дня?

У меня, к примеру, было слишком мало времени, чтобы мастерить. Ребята все время отвлекались: то им надо подготовиться к вечеру, то другие занятия появляются. Думаю, можно отобрать ребят, которым интересно заниматься, и работать с ними вплотную. Один-два дня с одними плотно поработать, а следующие два дня – с другими. И тогда они больше успеют сделать и больше запомнят.

– Вы часто упоминаете о важности сохранения родного языка. По вашему мнению, для чего его нужно сохранять?

– Человек должен знать свой язык, знать свою культуру. Я, конечно же, не знаю в совершенстве свой язык. По национальности я ханты, но мне кажется, что мансийский я знаю больше, чем хантыйский, потому что супруга часто разговаривает со мной на своем родном языке. Я специально ездил на родину к супруге, в деревню Хурумпауль, чтобы поучить мансийский язык. Думаю, если будешь знать хоть один язык, то в дальнейшем можно будет выучить и другой.

Как сказал Мартин Хайдеггер (немецкий философ-экзистенциалист и феноменолог), язык – это дом культуры, если мы потеряем язык, то мы потеряем свой быт.

Что для вас главное в жизни? Какие у вас приоритеты?

– Я прежде всего практик. Мне нравится восстанавливать, делать реконструкции. В нашем музее есть реконструкция кузницы, в которой я преподаю, также есть баня, которую тоже реконструировал я, охотничьи ловушки, часть из которых появилась благодаря тому, что я провел семинар. Это все сохраняется. И многие люди, ведущие традиционный образ жизни, обращаются к нам в музей и учатся у нас. Представляете, в музей приходят учиться люди, чтобы воспроизвести то, что когда-то утратили. К примеру, навыки использования различных охотничьих и рыболовных ловушек.

И подобные выездные смены как раз и нужны, чтобы передавать знания, а не хранить их в музейном пространстве. Вдруг какой-нибудь апокалипсис случится (смеется), надо и руками что-то уметь делать – на технику надеяться страшно. Последние годы показали, что вообще ни на что нельзя надеяться – только на самого себя. Вдруг вернемся обратно в каменный век, поэтому надо уметь работать руками, надо восстанавливать наши традиционные ремесла. Пластик сегодня есть, а завтра его не будет: будем использовать бересту. Бетон, цемент есть, а завтра их нет: будем строить из дерева, как делали наши предки. Как раз эти знания и пригодятся.

– Вы живете в окружной столице. Есть ли в городе люди, ученики, которые хотят перенять ваш опыт?

– Это в основном сотрудники сектора музейных программ и проектов этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». Мой коллега, научный сотрудник моего отдела Анатолий Брусницин как-то раз сказал: «У меня есть учитель – это Вячеслав Юрьевич Кондин. В этом музее он меня обучил практически всему, подарил солидный багаж знаний». И на самом деле я сотрудников моего сектора считаю своими учениками. Стараюсь никогда не жадничать – делюсь знаниями. Ведь если ты что-то знаешь, то будет грехом, если не передашь свой опыт.

– Несколько лет назад вы начали писать стихи, принимали участие в литературных конкурсах. Расскажите, когда рождаются ваши произведения?

– Вдохновение приходит, когда я остаюсь наедине с собой. Строчки рождаются на природе или в перерывах на работе: порой нескольких минут хватает для того, чтобы начать писать. Я долго не сочиняю, оно само приходит. Просто стараюсь побыстрее набросать мысли в заметках на телефоне либо записать на листок.

– Вы упомянули про отдых на природе. А у вас не было желания, например, вместо леса уехать на море?

– Желание ездить на море всегда есть. Отдыхать тоже надо. Но если только ненадолго. Иначе я начинаю скучать по своим инструментам, по тому, что нужно что-то делать. Максимум неделя отпуска, дольше я уже не могу. В этом году мы планируем с семьей поехать на море, прям жду не дождусь. И уверен, что когда приедем туда, я буду с нетерпением ждать, когда вернемся домой. К таким путешествиям мы уже привыкли, если год пропустим поездку на море, то потом чаще начинают болеть дети, да и сам чувствую, что нужен морской воздух.

Как вы воспитываете своих детей: передаете свой опыт или считаете, что им рано еще познавать азы мужского ремесла?

– Я никогда не навязывал. Если им интересно, они придут, спросят. Бывают моменты, когда я дома что-нибудь строгаю, дочь проходит мимо, посмотрит – и начинает интересоваться, попросит нож. Я ей даю – и она потихоньку повторяет за мной. А сыновьям пока это не интересно. Я сам в детстве никогда не интересовался тем, что делал отец. Делает и делает – а мне не до этого было. Думаю, что наступит возраст, когда им это будет нужно. Главное, чтобы не было поздно, а то эти знания я уже не смогу передать. Придется у кого-то спрашивать, будут дети локти кусать: «Почему в свое время я не спросил у отца?» Надо всегда учиться у отца. Надо все делать вовремя, стараться делать. Но никогда не навязывать. Если начнешь навязывать, из-под палки заставлять, это вызовет отторжение.

На занятия часто приходят дети, которые готовы все «схватить» и сделать сразу, которые ждут, что у них все получится, будто по взмаху волшебной палочки. Я их останавливаю и говорю, что сразу никогда не получится: надо не один порез на пальце оставить и не одну шишку набить, чтобы что-то сделать. У меня тоже не все сразу получилось. А некоторые ребятишки сидят в сторонке, наблюдают. Спрошу: «Будешь делать?», а он отвечает: «Нет, я посмотрю». И я не навязываю. Глядишь, через какое-то время ребенок, который наблюдал, сам начинает делать, и у него получается с первого раза очень хорошо. Потому что он сразу же не хватается, а потихонечку смотрит, наблюдает и сравнивает.

– Ваше мнение о работе детского стойбища «Мань Ускве»?

– «Мань Ускве» – это единственное стойбище, которое работает. Когда-то был настоящий бум стойбищ, все работали, обучали детей, но сейчас такого нет. Я хочу пожелать, чтобы другие стойбища, вдохновляясь примером «Мань Ускве», тоже возрождались. Потому что детей надо занимать, а тем более сейчас – в нашем компьютерном мире. Важно, чтобы ребята отлучались от этих гаджетов, от компьютеров. Они найдут в любом случае время для игр, но, сидя перед компьютером, они упускают самое главное – знания наших предков, а подобные стойбища обучают детей, прививают им любовь к традиционному. Да, согласен, что современность – это хорошо, но нельзя забывать про свои корни, о том, что делали наши предки. Надо всячески стараться, чтобы сохранить культуру, причем не только в музейных пространствах. Важна практика, чтобы люди владели ремеслом. Пока есть мастера, надо стремиться к этому, а то постепенно уйдут и народ, и язык. И будем мы только в музее, как экспонаты. Вернее, народы-то сами останутся, точнее, их названия – ханты, манси, а вот знаний и умений уже не будет. Надо стремиться и учиться. Сейчас проводится много мастер-классов по традиционным ремеслам, но детей там очень мало. А прежде всего нужно обучать ребят. И в стойбище «Мань Ускве» дети действительно обучаются, многие потом даже остаются, становятся преподавателями здесь же, это очень хорошо, это преемственность поколений.

И, как я говорил раньше, плох тот мастер, у которого нет учеников. Желаю, чтобы у каждого местного мастера были ученики!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Посвятили свою жизнь делу предков

Саранпаульский краеведческий музей продолжает свои традиции. Музейные работники и их помощники - ребята из детского объединения «Исторический клуб» -...

Секрет успеха – в сегментации

26 мая свой профессиональный праздник отметят российские предприниматели, занятые в различных сферах. В преддверии этого события мы пообщались с...

Песни и стихи Великой Победы

Творческий фестиваль самодеятельных коллективов «Катюша», традиционно проходящий в районном Доме культуры в канун Дня Победы, ежегодно собирает под свое...

Их именами названы улицы…

Великая Отечественная война 1941-1945 годов оставила свой след в каждом населенном пункте нашей Родины, включая и Саранпаульскую территорию. Эти...
- Advertisement -spot_imgspot_img

Пасхальная ночь в храме Казанской иконы Божьей Матери

В ночь с 4 на 5 мая православные христиане встречают самый главный праздник и молитвенным ликованием прославляют воскресшего Христа В...

День радости и света

Светлая Пасха — это особенное время, наполненное волшебством и духовной глубиной В воскресный день Светлой Пасхи каждый желающий имеет возможность...

Must read

Посвятили свою жизнь делу предков

Саранпаульский краеведческий музей продолжает свои традиции. Музейные работники и...

Секрет успеха – в сегментации

26 мая свой профессиональный праздник отметят российские предприниматели, занятые...
- Advertisement -spot_imgspot_img

Вам может быть интересно2022
Рекомендуем прочесть: