Саранпаульская сельская библиотека вновь встретила гостей – участников детской летней площадки, организованной комплексным центром социального обслуживания населения
В программе летней площадки с дневным пребыванием детей не только мастер-классы и игры, но и экскурсии. Вера Комкова, директор краеведческого музея, рассказала ребятам о выставке, организованной в библиотеке. Экспозиция посвящена Дню коренных народов мира. Основная тема – о мансийских платках.
В культуре обских угров платок занимает особенное место. Его название на мансийском – тор (что значит «ткань», «материя»), а на хантыйском – ухшам, охшам. Восточные ханты называют платок суминътых (в дословном переводе тоже «кусок ткани»). Это один из самых исторически устойчивых и круглогодично используемых на протяжении веков предметов, основная вещь прежде всего в женском гардеробе. Платок – многозначительный предмет, он присутствует в обыденной жизни человека, также ему отведена важная роль в сакральной сфере миропонимания обских угров.
Платки обских угров можно разделить на несколько типов: фабричного производства и самодельные. Дополнительно они делятся на бытовые и праздничные, повседневные и обрядово-ритуальной принадлежности. Самодельный платок представляет собой квадрат из фабричной ткани, хлопчатобумажной или шелковой, по краям которого пришита широкая кайма контрастной с основным полем платка расцветки. Для изготовления этого предмета одежды в старину обычно брали аршин ткани (длина руки от плеча до кончиков пальцев, чуть более 70 см). Если по одной стороне до аршина не хватало, то добавляли еще одну полосу ткани. В традиционных цветовых предпочтениях наиболее популярны сочетания красного и синего, красного и зеленого.
К краям платка пришивались кисти, изготовленные из хлопчатобумажных нитей, а в старину – из крапивных. Нитяные кисти, или бахрома, были отличительной особенностью женского платка у обских угров. Иногда это были выкрашенные шерстяные нити. По традиции кисти навязывались на длинную нить, которая, в свою очередь, пришивалась к краю платка мелким стежком. У умелых мастериц этот стежок разглядеть можно с трудом. Часто бахрому спарывали со старого платка и пришивали к новому.
Использование таких кистей имело функциональное обоснование, связанное с обычаем избегания. Бисерные подвески и колокольчики, в том числе и оформление края платка, – архаичная композиционная схема у многих народов, которая несет в себе охранительную функцию. При ходьбе подвески издавали мелодичный негромкий звук. Такое декорирование платка применялось не просто для красоты: звону металла приписывалось свойство отгонять зло, очищать пространство.
Платок являлся символом, «знаком» замужней женщины – во время обряда сватовства жених надевал его на невесту, в дальнейшем она закрывала им свое лицо от отца мужа и его старших братьев. При сватовстве жених обязательно должен подарить родственникам невесты платки. Это делалось с определенным посылом – «чтобы было чем прикрыть лицо». Невесту во время свадебного обряда накрывали двумя платками, если живы оба родителя, и одним, если нет отца или матери. Обо всем этом юным слушателям рассказала Вера Комкова – директор Саранпаульского краеведческого музея.
Также поговорили о бисерных женских нагрудных украшениях: пальсак и турлопс, чем они отличаются друг от друга. Девочки смогли примерить представленные украшения, чему были очень рады. Еще ребята увидели, чем отличаются мансийские куклы акань от коми-зырянских, какие бывают виды игольниц.
«Экскурсия очень интересная! Моя мама тоже делает бисерные украшения, поэтому некоторую информацию я уже знала. Меня увлекли рассказы про мансийский платок. Интересно, что у разных народов разные куклы, но их обязательно делали с платочками. А еще мы сегодня смотрели мультики, они тоже очень понравились», – делится впечатлениями Юлия Сайнахова.
Юные гости поблагодарили Веру Комкову за интересную встречу, сотрудников библиотеки – за познавательные мультфильмы, а в завершение сделали общее фото.