Страх за детей. Это главный мотив для женщин донецкой Горловки выехать в начале марта в далекий северный край – Югру.
Более 70 человек, 51 из которых – дети, прилетели в Сургут 7 марта. Уже почти месяц они здесь в статусе беженцев. С нашими гостями встретилась губернатор Югры Наталья Комарова.
Спасибо Югре
Конечно, за оставшихся в Донбассе родных и близких женщины и дети переживают, но они хотя бы стали спать спокойно. Не вздрагивая от разрывов ракет и артиллерийских снарядов. На базе отдыха «Олимпия» в Сургуте, где живут эвакуированные, – тепло, светло и доброжелательно.
Руководитель группы эвакуированных, глава поселка Зайцево Ирина Дикун с первых минут встречи особую благодарность выразила за радушный прием на югорской земле:
– Мы ехали сюда, спасаясь от обстрелов. Сил не было – восемь лет жили в таких условиях. Здесь, в Югре, нас приняли очень тепло, одели, обули. Знаете, мы ведь граждане Украины, но получается, что роднее нам Россия – заботу, внимание мы чувствовали все эти годы. И конечно, помощь. Не раз к нам приезжали волонтеры из Югры с гуманитарной помощью.
Давние знакомые
Да, жители Зайцево приехали именно в Югру неслучайно. Уже восемь лет автономный округ и этот поселок, входящий в состав Горловки, – неофициальные территории-побратимы.
– С 2014 года мы оказываем гуманитарную помощь жителям Донецкой и Луганской народных республик, наши действия направлены прежде всего на помощь детям, находящимся в «серой зоне» – под постоянными обстрелами, – рассказал руководитель Гуманитарного добровольческого корпуса Эдуард Логинов.
Эдуарда в Зайцево хорошо знают, как и Владимира Меркушева – главного редактора «Новостей Югры» – и Светлану Басову – руководителя штаба добровольцев Югры. Она, кстати, была в Горловке в первые дни спецоперации – тогда от снаряда, который попал в местную школу, погибли две учительницы. Людей удивляет, как югорчане не боялись приезжать в самое пекло все эти годы – да еще с подарками. Несмотря на обстрелы, объезжали детские дома, семьи, привозили артистов. Людям очень нужна была эта поддержка Гумкорпуса. С ними было не страшно.
Добровольцы из Югры помогали и при эвакуации. Специальный рейс был организован по инициативе региона – согласно поручению губернатора Натальи Комаровой с согласованием МЧС России.
– Мы рады тому, что вы доверились нам. Это не работа, не проект, а отношение людей к людям. Другого здесь нет и не будет. Нужно договориться о том, что мы еще должны и можем для вас сделать. Детей нужно максимально быстро интегрировать, чтобы здоровы были, одеты, обуты, накормлены, взрослых – обеспечить работой, – отметила Наталья Комарова.
Югорчане делают все, чтобы помочь эвакуированным как можно скорее прийти в себя и адаптироваться к мирной жизни.
«И треснул мир напополам…»
Гости гуляют в парке, удивляются нашим сугробам и мечтают поскорее вернуться в Донбасс, где уже скоро надо будет сажать картошку.
Сестры Рыжковы – Татьяна и Алла – приехали в Сургут со своими детьми. На родине у них осталась старенькая мама. Сказала, что не бросит дом. Маша – дочь Татьяны, ее югорчане очень хорошо знают. Два года назад она еще совсем по-детски рассказывала приезжавшим в Горловку добровольцам из Югры сказку про Донбасс, а сейчас, только ступив на землю Сургута, дала уже совсем не детский комментарий о событиях на родной земле. Сказала, что очень переживает за бабушку. Связь с ней Рыжковы держат через «Одноклассники». Телефон – теперь самое важное, он позволяет понимать: мать и бабушка жива.
Для этих людей главное – чтобы было куда вернуться. А Ирина Дикун уверена – возвращаться будут уже в официально российский Донбасс. В ДНР уже, действительно, говорят о скором референдуме. Скорей бы. Чтобы сохранить людей. Слишком много уже потерь.
– Там люди живут одной секундой. Я еще утром разговаривала с мужем. А через три часа мне звонят и сообщают, что его больше нет. Я была в шоке. Он работал, обеспечивал нас. Тогда у нас ребенку младшему только два года было. Я даже к гробам не могла подойти, все мама делала, – со слезами рассказывает Алла.
Они с сестрой практически восемь лет не были толком на кладбище. Оно находится близко к линии соприкосновения. Только однажды женщины решились навестить могилки близких и попали под обстрел.
А дети, кажется, воспринимают ситуацию более спокойно. Приземленно. Они под обстрелами с раннего детства, привыкли. Если нашим детям мамы, отпуская их гулять, говорят: «До девяти вечера», то детям Донбасса: «До первой стрельбы».
…В Донецке на площади есть «Аллея ангелов». Там высечены имена и возраст всех погибших в этом военном конфликте ребят. Это не редкость. Одна из самых страшных историй связана с «Горловской Мадонной». Молодая женщина с младенцем на руках ждала автобус на остановке. Снаряд попал прямо в них.
«Мы обязательно вернемся…»
У них теперь все в порядке – и с одеждой, и с условиями, и с социальной поддержкой. Главное – чтобы успокоилось в Донбассе, увидеть живыми родных, вот тогда и душа успокоится.
– Если наступит мир, выйду на улицу с шариками. Все время об этом говорю. Надую мно-о-ого шариков и отпущу в небо. Когда военные действия закончатся, вся Горловка съедется и соберется за одним столом. Сядем всем поселком. И будем праздновать… – мечтает Татьяна Рыжкова.
На окнах у них распустились тюльпаны – югорчане подарили при встрече. Желтые букеты для них – символ прощания с оружием и опасностью и напоминание о доме. Ведь там, на родине, в Горловке, во дворе раньше всегда росло очень много цветов. Вернутся домой – снова посадят.
Ugra-news.ru