Леонид Рязанцев – человек, не нуждающийся в представлении. Доспехи северного воина, изготовленные Леонидом Дмитриевичем – визитная карточка Березовского районного краеведческого музея, как и легендарный ключ от града Березова! Рязанцева знают как мастера по чеканке и литью не только в районе, но и за его пределами
Однако не так давно Леонид Дмитриевич увлекся пастельной живописью. Виртуозная игра цветов на его картинах вдохновляет на творческие подвиги даже тех, кто далек от живописи. Прикоснуться к изобразительному искусству и попробовать себя в роли творца смогли гости и жители Березово: на базе районного дома культуры был организован пятидневный мастер-класс под руководством Леонида Рязанцева. Между занятиями удалось задать мастеру несколько вопросов о творчестве, планах на будущее и о том, кто и что вдохновляет Леонида Рязанцева.
Есть ли мастера и художники, чье творчество вас вдохновляет?
Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Зинаида Серебрякова.
Чем эти художники вам близки?
Ван Гог в своем сумасшествии был настоящим гением. Это проявлялось как в жизни, так и на его полотнах, в красках. Он писал все то, что хотел сказать. Смело. Без оглядки. И никто ему не смел ничего против сказать. Я в этом на него похож: что хочу, то и пишу. Поэтому на заказ работы не беру. Не заставишь. Что пришло в мою голову, то и пишу.
Врубель не был признан своими коллегами. Нелегкая у него судьба была. Зинаида Серебрякова – выдающаяся женщина-художник. И какой художник! Всех этих мастеров объединяет мужество, несгибаемость, вера в искусство, внутренняя сила.
Откуда берете сюжеты для своих картин?
Часто это воспоминания из детства. На моих картинах не всегда изображено какое-то конкретное место. Иногда это собирательный образ или место. Все, что в памяти всплывает, потом появляется на листе. Сейчас особенно часто вспоминается детство, места, люди. В этом году планирую съездить на родину – в Бурятию. Лет 10 там не был.
На мастер-классе вы просили учеников рисовать, что называется, «из головы», чтобы они руководствовались своими воспоминаниями. Вы сами чаще как пишете: с натуры или по памяти?
Я не люблю писать с натуры. Могу, но не люблю. Все равно в процессе уходишь от того, что видишь. «Это не то. Это не так». Появляются новые ассоциации, идеи, и в процессе настроение и детали начинают отличаться от того, что перед глазами. Иногда, когда в лес еду, беру с собой карандаш и блокнот. Увижу что-то интересное – делаю набросок, потом дома по наброску пишу. Если нет ничего с собой, то сижу и запоминаю детали.
Часто вы бываете довольны результатом своей работы?
Если работа на 70% удалась, то ладно, а бывает, и нет. Особенно если повисит долго. Смотришь, смотришь. Бывает, и под топор. Без сожаления. Довольным абсолютно никогда не бываю, но чаще картины оставляю.
У вас есть опыт работы с детьми. Как вы понимаете, что ребенок способен, что есть видение художественное?
Если ребенок сюда пришел, значит, что-то его сюда потянуло. Это уже говорит о наличии базовых способностей. Ну а если пришел и начинает работать, там уже видно по первым касаниям карандаша.
Вы часто хвалите своих учеников?
Я хвалю тех, для кого живопись – развлечение, несерьезное занятие. С теми, кто занимается серьезно, я работаю основательно. Тут работать надо. Если у него нормально получается, приду и скажу: «Тут хорошо. Тут плохо».
Вам важно делиться своим опытом?
Раньше я искал учеников. Сейчас не бегаю и не ищу. Надо – придут. Не надо, ну и Бог с ним. Должно быть желание, а потом уже учиться. Академические знания нужны в любом деле: и в живописи, и в чеканке. Но желающих сейчас не так много. Работать надо.
Каким качеством характера должен обладать художник?
Есть художники, которые работают, работают. Выставляются, снова работают. Такая у них потребность – в беспрерывной работе. Есть мастера штучные: сделал одну-две работы за пять лет, но сделал их шедеврами, и снова в тень ушел. Ну какие у них характеры? Даже не знаю. Вот как я работаю: я пришел, спокойно сел, спокойно обработал, спокойно начал. Если не удалось, то спокойно уничтожил. Если работа удалась, то слава Богу. Живи. Нет такого, что это выводит меня из равновесия.
Какие у вас творческие планы?
Хочу выставку осенью на день поселка сделать. Выставлю работы пастелью, маслом, возможно, графику. Сегодня у меня 15-20 работ пастелью есть. Подготовка к выставке начинается именно сейчас.
Беседовала Альфия Сингатуллина